Летопись и убрус

Нижнюю часть стен собора опоясывают летопись и убрус. «Убрусом» в монументальной храмовой живописи называется изображение полотна. В Софийском соборе изображение убруса – живописная имитация свисающего расшитого белого полотна – использовано для оформления нижнего яруса всех стен и столпов. Назначение этого орнаментального пояса – отделить священные изображения от пола, приподнять их над уровнем роста человека, и тем защитить от случайного повреждения. В оформлении убруса использован ряд неповторяющихся орнаментов с древними корнями.

 

Фрагмент летописи на южной половине западной стены с именами совместно правивших в эти годы «благочестивейших Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича».

Фрагмент летописи на западной стене собора

«Летопись» – пространная запись, сделанная при росписи собора. Текст начинается от южного входа, проходит почти по всей южной, западной и северной стенам и заканчивается у северного входа в собор. Надпись рассказывает о времени и обстоятельствах росписи Софийского собора ярославским иконописцем Димитрием Плехановым в 1686–1688 годах. Полностью текст летописи таков: «БЛАГОСЛОВЕНIЕМЪ БОГА ОТЦА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ, ИЖЕ ПРЕЖДЕ ВЊКЪ СЫЙ ПРЕБЫВАЕТЪ, И СПОСПЕШЕНИЕМЪ ЕДИНОРОДНАГО ЕГО СОПРИСНОСУЩНАГО СЫНА, ГОСПОДА НАШЕГО IИСУСА ХРИСТА, И СОДЊЙСТВIЕМЪ СВЯТАГО И ЖИВОТВОРЯЩАГО И ВСЕОСВЯЩАЯЮЩЕГО ДУХА, НАЧАТА БЫСТЬ СIЯ СВЯТАЯ СОБОРНАЯ И АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ СОФIИ ПРЕМУДРОСТИ СЛОВА БОЖИЯ СТЊННЫМЪ ПИСАНIЕМЪ ПРИ ДЕРЖАВЊ БЛАГОЧЕСТИВЊИШИХЪ ВЕЛИКИХЪ ГОСУДАРЕЙ ЦАРЕЙ И ВЕЛИКИХЪ КНЯЗЕЙ IОАННА АЛЕКСЕЕВИЧА И ПЕТРА АЛЕКСЕЕВИЧА, ВСЕЯ ВЕЛИКIЯ И МАЛЫЯ И БЊЛЫЯ РОССIИ САМОДЕРЖЦЕВЪ, ПРИ ВЕЛИКОМЪ СВЯТЊЙШЕМЪ IОАКИМЕ ПАТРIАРХЕ МОСКОВСКОМЪ И ВСЕЯ РОССIИ, БЛАГОСЛОВЕНIЕМЪ И СНИСКАНIЕМЪ БЛАГОЛЊПIЯ ВЪ ДОМУ БОЖIИ ГОСПОДИНА НАШЕГО ПРЕОСВЯЩЕННЊЙШАГО ГАВРIИЛА, АРХIЕПИСКОПА ВОЛОГОДСКАГО И БЊЛОЗЕРСКАГО, В ЛЊТО ОТ СОЗДАНIЯ МIРА 7194, МЕСЯЦА IЮЛIЯ В 20 ДЕНЬ, НА ПАМЯТЬ ПРОРОКА БОЖIЯ ИЛIИ, И ВО ВТОРОЕ ЛЊТО БОГОВРУЧЕННАГО ЕМУ СВЯТИТЕЛЬСТВА, И СОВЕРШИСЯ 7196 ГОДА».

Надписи в соборе имеют важнейшее значение. Дело в том, что из 30 работавших в Софийском соборе инописцев помимо руководителя работ Дмитрия Григорьева Плеханова письменные источники называют лишь еще одно имя – его родного брата Ильи Григорьева. Имена остальных мастеров, работавших в соборе, долго оставались неизвестными. В 1965 г. из интерьера собора были удалены оставшиеся части деревянных гробниц над могилами погребенных здесь вологодских архиереев, размещавшиеся вдоль южной и северной стен. На открывшемся при этом убрусе южной стены обнаружилось сильно поврежденное клеймо, в котором перечислялись имена мастеров плехановской дружины. К сожалению, верхняя часть надписи, где значились имена ведущих мастеров, оказалась утраченной. Уцелела лишь нижняя половина клейма. Текст написан в прографленных строках по штукатурке сероватой краской – рефтью. Многие буквы полустерты, читаются с трудом или не читаются вовсе. В клейме удалось прочитать следующие фрагменты надписи: «…АЙ ФЕ..РО…КОНД….ВАНЪ СЕМЕНОВ ФЕ… НОВ СЕМЕНЪ СЕРГ… инков фЕокт… радИОн карпов пЕтръ вас…Евь Иванъ тим….ПЕ..РЪ иванов иванъ михаилов д…ИТ… ФЕДОТОВЪ никИФОр димИтрЕевъ».

Сопоставляя эту надпись со списками мастеров, работавших с Плехановым в других местах, можно предположить, что в сохранившейся части клейма записаны следующие имена: Ермолай Фёдоров, Кондрат Игнатьев, Иван Семёнов, Фёдор Иванов, Семён Сергиев, Иаков Феоктистов, Иродион Карпов, Пётр Васильев, Иван Тимофеев, Пётр Иванов, Иван Михайлов, Димитрий Федотов, Никифор Димитриев. Таким образом, именной список мастеров, расписавших Софийский собор, увеличивается до 16 человек. Большинство известных теперь товарищей Дмитрия Плеханова упоминаются среди ярославских и переславских иконописцев второй половины ХVII в. Некоторые из них неоднократно вызывались в Москву для исполнения различных «государевых дел», работали в Ростове, Ярославле и в других городах.